Рейтинг@Mail.ru
MixTo.ru

Глава 45. [1978] Зеленоградский музей распахнул двери

23 февраля 1978 года к 60-летию Советской Армии в новом помещении Зеленоградского историко-краеведческого музея открылась экспозиция военно-исторического зала, то есть музей был открыт для широкой публики. Этому предшествовал напряженный труд нового молодого директора музея Татьяны Владимировны Визбул, выпускницы Московского историко-архивного института.

Она была назначена директором музея 9 марта 1977 года, сменив первого директора (в 1969-1977 гг.) Анну Александровну Уманскую. Вспоминает Татьяна Визбул:

«Кроме должности директора, в музее была еще одна ставка — ставка уборщицы. Эту обязанность исполняла Раиса Ивановна Прокопчина. Группа художников технико-эстетического отдела одного из промышленных предприятий разрабатывала эскиз витрин для размещения экспозиции в новом помещении. Возглавил группу Альфред Арамович Акопов.

А я принимала музей от А.А.Уманской. Каждый вечер (после окончания рабочего дня. — И.Б.) по 4-5 часов мы отыскивали в экспозиции предметы и сверяли их шифры в музейной книге учета. На эту работу ушло несколько месяцев. Анна Александровна рассказывала о сложившихся отношениях с ветеранами и их семьями, связях с отдельными жителями города, деревень, знающими краеведами, хранителями старинных предметов и коллекций. Огромным был и объем хозяйственных дел, в том числе оснащение нового помещения музея пожарно-охранной сигнализацией.

В октябре мы, наконец, с помощью зеленоградских туристов, которым досталось прежнее помещение музея, переехали в новое.

Музей первоначально занимал всего лишь половину площади против сегодняшней (325 квадратных метров).

В одном экспозиционном зале мы разместили экспонаты по истории Великой Отечественной войны, в другом — истории края, в третьем, самом маленьком, — истории самого Зеленограда. До сих пор удивляюсь своему предвидению. Мои рассуждения были основаны на следующем: музейных предметов для первых двух залов предостаточно, а зал по истории города интересным сделать невозможно. Тема микроэлектроники в то время была запретной, показывать город на фотографиях, копиях документов, без макетов и вещевых предметов неинтересно. Самым главным в моей стратегии было то, что на отражение современности найдут и помещение, и обязательно окажут помощь. Так оно в дальнейшем и получилось…

Был найден молодой художник Александр Машков, который нуждался в жилье, приезжая каждый день в Зеленоград из Москвы. Перед нами была поставлена следующая задача: к 23 февраля 1978 г. (а это меньше, чем за 3 месяца) открыть экспозицию военно-исторического зала. Я отбирала для экспозиции фотографии, документы, карты, схемы боев, личные вещи командиров и политработников. Художественное оформление — размещение экспонатов и написание текстов — лежало на художнике. Работали по 10-12 часов в сутки. Иногда нам помогали его жена и мой муж. Отбирая фотографии из альбома, увеличивали их в фотолаборатории НИИМП и сразу же монтировали. Одновременно с нами трудился над созданием макета своей бывшей деревни Матушкино добровольный помощник — Борис Васильевич Ларин (сейчас он — директор музея первостроителей Зеленограда в школе № 897. — И.Б.).

…23 февраля 1978 г. состоялось открытие музея.

В музее давно не было посетителей, и мы стали их активно приглашать. Приходили группы из школ и предприятий. Так, за период с 23 февраля по декабрь 1978 г. музей посетили 2623 человека. На следующий год музей провел 278 экскурсий, экспозицию увидели 6758 человек.

Надо сказать, что музей с самого начала был общественным. Никакого бюджетного финансирования не было. Мы существовали за счет шефствующих предприятий.

В августе 1978 г. я написала письмо народному артисту СССР, актеру Малого театра Игорю Владимировичу Ильинскому, чья творческая биография была связана с Черкизовским драматическим театром (село Черкизово расположено в 7 км восточнее Зеленограда, сейчас в черте Москвы. — И.Б.). В сентябре он пригласил меня к себе на квартиру в Москву, что в Колобовском переулке. Беседа наша длилась около трех часов. Мы говорили о его участии в пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба» на сцене Черкизовского драматического театра в роли свата Кочкарева. Игорь Владимирович поделился своими воспоминаниями, а в конце встречи подарил несколько фотографий 1918 г. со своим автографом, периода, когда он приезжал в наше Черкизово.

Долгие годы неутомимым помощником музея был археолог Александр Николаевич Неклюдов. Он работал на одном из предприятий города и попутно, на общественных началах, в счет своего личного времени занимался археологией. Вместе с профессиональными археологами из Москвы и зеленоградскими школьниками-кружковцами он исследовал археологические памятники в районе Менделеево и Льялова. Археологические находки накапливались в нашем и Солнечногорском музеях. Каждый год Александр Николаевич передавал в музей (первоначально А. А. Уманской, а потом и мне) памятники каменного века. Отчеты о своих археологических экспедициях он сдавал в институт археологии АН СССР, где получал открытый лист на проведение раскопок. Позднее Александр Николаевич перешел на работу в музей и ныне возглавляет отдел археологии и краеведения. В экспозиции же музея представлен довольно интересный раздел археологии нашего края.

Наш музей уже тогда являлся главным методическим центром школьных музеев, оказывая им всяческую научную и организационную помощь по учету и сохранению собранных школьниками коллекций. Мы проводили учебу руководителей, семинары для актива, школьных музеев, привлекая в этих целях специалистов-музееведов из государственных музеев Москвы.

«К сожалению, судьба многих школьных музеев оказалась печальной. Из 17 школьных музеев Зеленограда осталась лишь одна треть. Многие коллекции погибли. Руководители же некоторых школ еще в достаточной степени не осознали, что коллекции школьных музеев — не их собственность, а часть национального достояния, и потому подлежат государственному учету, а в случае прекращения деятельности школьного музея — передаче на хранение в государственный музей. Пока еще ни одной такой передачи не состоялось, хотя многие коллекции утрачены безвозвратно» («Очерки истории края. Зеленограду 40 лет». Сб. трудов ГЗИКМ, вып. 3, М., 1998 г.).

Сейчас музей имеет собственное собрание произведений художников, хорошо подобранные и богатые коллекции по археологии, истории города, боевым действиям ноября-декабря 1941 года (Зеленоград — единственный район Москвы, где шли бои в Великую Отечественную войну). Музей регулярно выпускает сборники трудов по истории края.

Татьяна Владимировна Визбул мечтает о том времени, когда в Зеленограде будет современный музей, в котором было бы профессионально оборудованное помещение для фондов, отдельные залы для картинной галереи, киноконцертный зал, научная библиотека, реставрационная мастерская, кафе, внутренний дворик с охранной территорией.

Тогда музей стал бы центром притяжения для любителей истории, ценителей прекрасного, патриотов, школьников, туристов.

▲ Наверх