Рейтинг@Mail.ru
MixTo.ru

Глава 42. [1975] Ритм города — 75

В 1975 году в МИЭТе была создана Отраслевая лаборатория вычислительных средств и систем управления Министерства оборонной промышленности.

Эта лаборатория приобрела самостоятельность, выделившись из Объединенной лаборатории МВТУ и МИЭТа. Первым главным конструктором Отраслевой лаборатории стал один из родоначальников вычислительной техники военного применения ректор МИЭТа Леонид Николаевич Преснухин; позднее его сменил Вячеслав Александрович Бархоткин. Сейчас он — доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой МИЭТа, действительный член Международной Академии информатизации, советник Российской Академии ракетных и артиллерийских наук.

7 ноября 1975 года газета «Правда» опубликовала сообщение о присуждении Государственной премии СССР 1975 года группе архитекторов и строителей Зеленограда. Они проявили особое композиционное умение отлично сочетать архитектуру — искусственную «природу» — с природой естественной, художественно вписывать индивидуальные решения в типовой фон строительства. Лауреатами премии стали: И. А. Покровский, А. Б. Болдов, А. В. Климочкин, Д. П. Лисичкин, Ф. А. Новиков, г. Е. Саевич, Ю. А. Свердловский, Б. М. Зарош, Ю. И. Попов, С. Т. Дементьев, Ю. И. Келарев, Б. М. Кириллов.

Среди жилых зданий Зеленограда выделяется своеобразный дом «Флейта» (корпус 360), получивший название благодаря четкому ритму торчащих над протяженным объемом дома выступов лестничных клеток, которые напоминают клапаны флейты. В этом доме — небольшие квартиры для молодежи и малосемейных.

Приведем отрывок из интервью радио «Зеленоград сегодня» главного архитектора Игоря Покровского (из архива М. Алферовой, 1998 г.):

«Как строится город? Прежде всего, территориальное зонирование, изучение биографии местности… Одновременно функциональное зонирование: где жилые районы сделать, где промышленные. Продумываешь коммунальные и транспортные связи. Должна быть нарисована карта. Затем уже стройка. Нам выбирать не приходилось. Индивидуальный дом построили только один — „Флейту“. Он был в концепции городского центра. Если бы центр был построен со всеми задуманными мостами, подземными гаражами, гостиницей, бассейном и всем прочим, то и „Флейта“ еще больше проявилась бы. Хотя и сейчас, когда смотришь на панораму города, фасад „Флейты“ работает… Проект был очень интересным, он даже во многие зарубежные учебники вошел.

— Кто проектировал „Флейту“?
— Феликс Новиков, Григорий Саевич. Я тоже принимал участие (кроме троих упомянутых архитекторов, автором „Флейты“ является также инженер Юрий Ионов — И.Б.).
— Название придумали сами проектировщики или жители?
— История анекдотическая. Феликс — мужик остроумный. Поскольку дом висит в воздухе, поскольку сверху клапаны, а флейта — романтический многозначный предмет, то во всех штампах и чертежах он стал писать „дом-флейта“. Это перешло к строителям, а от них — горожанам. Был у нас и „трамвай“ — корпус „Элиона“ — длинный, идущий со стороны монумента».

25 апреля 1975 года исполком Зеленоградского Совета депутатов трудящихся принял решение № 15, в котором говорилось:

«1. Перевести историко-краеведческий музей в новое помещение.

2. Просить руководство проектной мастерской № 3, НИИТМ, РСУ, КВС, НИИТТ, НИИМВ, КБИВИС, НИИМЭ, завод „Микрон“, НИИМП, Горвоенкомат, Совет ветеранов войны оказать шефскую помощь в проведении необходимых работ по открытию музея».

Первому директору музея Анне Александровне Уманской стоило больших усилий добиться принятия этого решения. Музей тогда располагался в трехкомнатной квартире; все комнаты были забиты музейными экспонатами.

Вспоминает А. А. Уманская:

«Продолжительное время в музее не было телефона, и приходилось порой звонить по телефону-автомату. Хорошо, что у меня была машина, и я привлекала мужа для поездок к знаменитым людям с целью комплектования музейного собрания. Так мы побывали в семьях Г. К. Жукова, М. Е. Катукова, Л. М. Доватора, Д. Ф. Алексеева, М. П. Чечневой и др. Музейных предметов накапливалось всё больше и больше. Примитивные шкафы, витрины не могли разместить ценнейшие экспонаты — личные вещи, награды командиров дивизий, сражавшихся на нашем рубеже. Возникли проблемы с сохранностью всего того, что поступало. И что удивительно — люди верили в будущее музея, поэтому доверяли на хранение свои вещи.

Два раза в неделю я проводила экскурсии в музее для зеленоградцев и жителей других городов. Этому способствовали работники экскурсионного бюро, которое располагалось рядом с музеем.

Месяц за месяцем музейных предметов становилось всё больше и больше. И я поставила перед РК КПСС и исполкомом вопрос о выделении помещения, где можно было бы оформить экспозицию, об историческом прошлом и настоящем района. Однако это шло с большим трудом, так как нужно было не только найти помещение, но и провести ремонт, изготовить витрины, шкафы, стеллажи, а также найти художника, разбирающегося в музейных делах, провести сигнализацию и, конечно же, решить вопрос о штатах, ибо одному человеку не под силу быть директором, хранителем, экскурсоводом и уборщиком.

Время шло, и решение вопроса всё откладывалось, пока не пришлось воспользоваться „телефонным правом“. После телефонного звонка меня пригласил на беседу Лев Николаевич Ливинцев (в 1971-1978 гг. — первый секретарь Зеленоградского РК КПСС), выслушал мои предложения и обещал решить все вопросы».

Тогда-то и было принято вышеупомянутое решение № 15. Помещение музею предоставили по улице Гоголя, дом № 11 «В». На ремонт, подготовку залов ушло 3 года.

В молодежном журнале «Смена» (август 1975 г.) в рубрике «Новое имя» были опубликованы стихи молодого зеленоградского поэта Олега Беликова. Вот строки из его стихотворения «Уроки мужества»:

Звенят напряженные строки
Со сталью клинков наравне, -
Читают стихи на уроке.
Читают стихи о войне.

* * *
В них дней беспримерных приметы,
Дороги и судьбы
в огне…
Сердцами и кровью поэтов
Писались стихи
о войне.

* * *
Стихи
сорок первого года,
Стихи
о победной весне…
Как память,
как подвиг народа,
Бессмертны
стихи о войне.

В предисловии к поэтической рубрике поэт Владимир Цыбин сказал о стихах Олега Беликова, что «…они молоды по своему настроению, по какой-то особой категоричности, пронизаны запальчивым волнением. В них уравнен опыт сердца с опытом жизни».

В 1969-1972 гг. О. Беликов был первым секретарем Зеленоградского РК ВЛКСМ, затем работал секретарем исполкома Зеленоградского горсовета, сейчас является заместителем председателя Комитета по культуре Москвы.

В сентябре 1975 года в Зеленограде был образован Клуб любителей футбола. Идея создания клуба принадлежала четырем футбольным «мушкетерам». Это:

— Юрий Жиленко — первый президент клуба;
— Алексей Гораевский (сейчас проживает в Киеве);
— Анатолий Смирнов — сейчас префект Зеленограда, капитан команды «Метеор»;
— Владимир Михайлов.

Вспоминает Анатолий Смирнов:

«Мы учились в МИЭТе на одном курсе. Пять групп, и все постоянно соревновались. Устраивали турниры и первенства по баскетболу, волейболу; нас всех заводил Юрий Жиленко. Он был организатором и инициатором большинства спортивных мероприятий в институте.

Постепенно на первый план вышел футбол. Где мы только не тренировались и не играли! На площадках школ № 609 и 804, в «коробках» возле корпусов 360 и 403. Обнаружили еще одно поле — у здания вечерней школы.

Однажды сын Юры Жиленко сообщил нам о существовании пустующего подвала. Мы его осмотрели и решили освоить. Никого не спрашивали, никаких разрешений, бумаг.

Всё свое свободное время отдавали обустройству подвала. И в каникулы работали здесь, а позже — в отпусках по целому месяцу. Уже будучи выпускниками МИЭТа, договорились: если останемся в Зеленограде, будем по воскресеньям играть в футбол. Вот и играем до сих пор!

На протяжении всего существования клуба нам активно содействовало руководство завода «Компонент». Он и сегодня является нашим спонсором.

А самые первые деньги на наш счет, когда клуб был уже официально зарегистрирован, перевел «Ангстрем» (цитата из газеты «41», 12 сентября 2000 г.).

▲ Наверх