Рейтинг@Mail.ru
MixTo.ru

Глава 2. [1958] Новый город у станции Крюково

К концу 1950-х годов Москва была перенасыщена промышленными предприятиями, стала городом-конгломератом. Возникла необходимость создания вокруг Москвы городов-спутников с выводом ряда заводов и фабрик из Москвы. Опыт решения этой проблемы уже был за рубежом: первый город-спутник на 80 тысяч населения стали строить недалеко от Лондона.

Институт Генерального плана Москвы (главный архитектор — Николай Уллас) предложил создать в ближайшем окружении Москвы около 10 городов-спутников численностью от 30 до 65 тысяч человек с возможным ростом населения до 80 тысяч. Первый из таких городов был запланирован в районе станции Крюково, между Октябрьской железной дорогой и Ленинградским шоссе.

Вскоре, 3 марта 1958 года, вышло Постановление № 248 Совета Министров СССР за подписью Председателя Совета Министров Николая Булганина; первый пункт постановления начинался так:

«1. В целях рассредоточения населения города Москвы принять предложение Московского городского комитета КПСС, Мосгорисполкома и Госстроя СССР о строительстве в 1959-1963 гг. в пригородной зоне Москвы, в районе станции Крюково Октябрьской железной дороги, нового города с населением 65 тысяч человек».

Так начался наш город; до 1963 года он не имел имени и назывался буквально так, как было указано в постановлении: «Новый город в районе станции Крюково».

Следующий, второй, пункт определял вид застройки города:

«2. При проектировании и строительстве нового города исходить из следующих положений:

а) застройку города осуществлять четырехэтажными домами с земельными участками при них с применением приемов свободной планировки, обеспечивая наилучшую освещенность и проветривание жилых домов, использование естественного рельефа местности и существующей растительности;
б) квартиры в жилых домах проектировать для заселения одной семьей при норме жилой площади на человека 9 кв. м».

Главным архитектором строящегося города был назначен Игорь Евгеньевич Рожин, которому к этому времени исполнилось 50 лет. Участник Великой Отечественной войны, лауреат Ленинской и Государственной премий, автор многих архитектурных памятников в Москве: стадиона в Лужниках, ряда станций метро, мемориальных досок и др.

Для проектирования нашего города он создал архитектурно-проектную мастерскую № 14 института «Моспроект». Вместе с ним начинали работу над проектом города талантливые архитекторы Э. Я. Биксон, Ю. П. Бялынович, Д. Е. Лурье, Б. П. Тобилевич: многие из них работали с И.Е.Рожиным еще над проектом стадиона в Лужниках.



Барачное здание столовой первых строителей Зеленограда (ранее - столовая летчиков, 4-й микрорайон).

Вот как вспоминает об этом сам Игорь Евгеньевич:

«…После завершения строительства стадиона в Лужниках мне предложили быть главным архитектором нового проектируемого города под Москвой. Я сначала отказывался, так как это не моя юдоль, мне больше приходилось строить общественные и промышленные объекты, а здесь — целый город. Но потом уговорили, предложив сначала ознакомиться с местностью. Место мне понравилось. Захотелось среди зеленого леса построить белый город».

Почему же город назван «белым»? Поглядите на облицовку первых домов Зеленограда, а еще лучше — возьмите на память одну белую плитку от рушащихся стен нынешних «хрущобок», и вы поймете поэзию архитектора и его слов — «белый город в зеленом лесу…»

Но вышло — лишь половина «в зеленом лесу». И даже это — прекрасно!

Игорь Евгеньевич Рожин родился в 1908 г. в Петербурге. Его отец — Евгений Васильевич Рожин, помощник присяжного поверенного, проживал по адресу: Петербург, Малая Подъяческая, 6.

Каким виделся наш город главному архитектору Игорю Рожину в 1958 году? Вернемся к его воспоминаниям:

«Что нам удалось воплотить в архитектуре города? В целом всё задуманное реализовано. Но если говорить по душам, то давая согласие на строительство города около станции Крюково, я представлял его с 4-5-этажными зданиями и персональными участками, то есть менее урбанизированным. Предполагалось, что когда люди идут на работу, они тяготеют к магистрали, а когда возвращаются домой, попадают в лес.

Хотелось полностью сохранить полные лесные массивы (это, конечно, удалось сделать, но не на 100%). Мы стремились сохранить среду, создать у людей ощущение, что они живут в природе, хотя и с ванной, электрическим освещением и прочими удобствами… Я задумывал его (город) островками жилых домов в лесу, типа городской застройки с коттеджами».

Строительство города, едва ли не впервые в СССР, велось по всем правилам архитектурного и проектировочного искусства. Пока мастерская № 14 Моспроекта, находясь в Москве, разрабатывала чертежи домов, геодезисты вели разметку и исследование территории. Затем началась прокладка дорог, теплотрассы, коммуникаций, канализации.

Вот отрывок из воспоминаний Бориса Васильевича Ларина, жителя деревни Матушкино (сейчас он директор Музея зеленоградских первостроителей в школе № 897):

«Уже весной на наших усадьбах и колхозных полях появились геодезисты. С утра до вечера они что-то размечали и вымеряли, ставя разметочные колышки, и ничего не говорили нам. В июне-июле по всей размеченной территории ездили машины с бурильными установками. А на вопросы жителей, что они здесь делают, отвечали, что берут пробы грунта. Можно только посочувствовать хозяину земельного участка, где была трава по пояс, а теперь ездят машины, сверлят землю, выбрасывая ее наружу… Где-то в октябре напротив моего дома в 150-200 метрах с самосвала был сгружен блок фундамента. Я в это время покрывал крышу. Шофер подошел ко мне и говорит: „Зачем ты строишь? Мы вас скоро будем ломать, здесь будет город“. Самый первый камень был заложен в фундамент под электроподстанцию, что напротив автобазы № 41. Макет ее находится в Музее первостроителей (в школе № 897)».

Аэродром клуба Московского авиационного института с двумя строениями барачного типа (клуб и столовая в 4-м микрорайоне) прекратил свое существование; в столовую приходили на обед строители.

Началось сооружение завода по производству товарного бетона и бетонных изделий: перекрытий, блоков для фундамента (позже — завод железобетонных изделий), началась прокладка железнодорожной ветки (на Северную зону), рабочие приступили к строительству первого водопроводного узла.

22 октября 1958 года вышло постановление Совета Министров РСФСР № 8038-р о документальной передаче лесного массива (298 гектаров) под строительство города-спутника.

Кроме земель Гослесфонда, под строительство будущего города отошли также аэродром МАИ и земли деревень Матушкино, Савёлки с колхозными угодьями.

(Воспоминания и фото- из сборника «Очерки истории края. Зеленограду 40 лет»: сб. трудов Гос. Зеленоградского ист.-краев. музея; вып. 3, М., 1998).