Рейтинг@Mail.ru
MixTo.ru

Глава 1. [1957] Майское утро у берегов Сходни

Раннее майское утро было теплым и чистым. Первые прохожие спешили в Крюково, на электричку; это те, кто работал в Москве, Химках.



Села и деревни в районе ст.Крюково. 1957 г.

Уже шестой год на линии Москва-Крюково впервые в СССР паровозы были заменены электровозами. А с 1953 года поезда на электрической тяге пошли до Клина. Застучал трактор: у двух силосных башен (сейчас там завод «Ангстрем» — И.Б.), возле прицепа суетились, покрикивая, колхозные мужики.

Затем из Савёлок, Матушкина, из рабочего поселка, что недалеко от пуговичной фабрики, потянулись небольшими группами рабочие: кто в железнодорожные мастерские, кто на машинно-тракторную станцию (МТС), кто на мебельный комбинат (три остановки на поезде).

По Крюковскому шоссе (сейчас Панфиловский проспект — И.Б.) проехал рейсовый автобус. Его пассажиры в основном строители и сотрудники ВНИИФТРИ — Всесоюзного научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений. Институт был открыт 18 февраля 1955 года. Рядом с институтом был построен жилой массив метрологов.

В 1957 году поселок еще не имел названия; он стал называться «Менделеево» с 1965 года. Автобус на лини Крюково-ВНИИФТРИ курсировал с интервалом в 2 часа.

К 9 часам пошли в Крюковскую среднюю школу ребята из Малина, Савёлок, Матушкина. Начальные и семилетние школы были в Чашникове, Льялове и в некоторых других селах, но десятилетка была одна на всю округу — в Крюкове.

Первомай в 1957 году отмечался особенно долго: выходной день был перенесен с 4 мая на 3 мая, и получился трехдневный праздник.



Дом Кирилловых в деревне Савёлки (из сб. «Прошлое земли Зеленоградской», 1997).

По традиции 1-2 мая, а также 9 мая (тогда этот день не был праздничным) возлагались цветы и венки на могилы воинов, павших в боях 1941 года:

— в Крюкове, на территории привокзального парка (памятник установлен в 1947 году);
— на 40-м километре Ленинградского шоссе (памятник установлен в 1954 году);
— в деревнях Ржавки (у въезда в Зеленоград), Александровка (14-й микрорайон), Каменка (памятники установлены в 1956 году).

Между рекой Сходней и Ленинградским шоссе располагался учебный аэродром ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Здесь проходили лётную практику студенты Московского авиационного института. Руководителем полетов была Марина Чечнева, отважная летчица, Герой Советского Союза, рекордсменка мира в скоростных полетах.

Основная часть аэродромного поля располагалась на территории нынешнего 4-го микрорайона, общежитие летчиков — в 3-м микрорайоне (сейчас на этом месте — АТС).

Аэродром был построен перед войной, в 1936 году, и в войну использовался в качестве запасного боевого аэродрома.

В мае на свои участки приезжали сотни дачников. Наиболее известным был дачный кооператив «Трамвай». Он был создан в 1937 году для работников московского трамвайного депо. Рядом с кооперативом за глухим забором возвышалась дача авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина; помпезный дом в готическом стиле сразу после войны построили пленные немцы. Совсем недавно, в 1956 году, Лавочкин был удостоен второй звезды Героя Социалистического Труда и назначен генеральным конструктором.

Далее располагалась дача маршала авиации Семена Федоровича Жаворонкова. Он был в отставке и с 1957 года занимал должность первого заместителя начальника Главного управления Гражданского воздушного флота.

В окрестностях Крюкова были колхозы: «Новая жизнь» (в районе Каменки), «Пчелка» (в районе Матушкина), но большинство населения работало на других предприятиях. Местность входила в Солнечногорский район, который в 1951-1957 гг. возглавлял председатель Солнечногорского райисполкома Алексей Федорович Калинкин.