Рейтинг@Mail.ru
MixTo.ru

Глава 96. [1991] Ритм города — 91

1 января 1991 года в Зеленоградском отделении УВД был создан технико-криминалистический отдел, куда вошли эксперты, связисты и кинологи. Затем эксперты отделились, осваивая новые методики изучения и получения вещественных доказательств. Криминалистов Зеленограда возглавил Петр Лукьянович Ходак, ставший одним из самых молодых полковников милиции в УВД.

Два путепровода, которые соединяют «старое» и «новое» Крюково (вспомним сетования главного архитектора Зеленограда И. Покровского о разделенности двух частей нашего города!), отличаются друг от друга размерами. Один называют «малым», другой, соответственно, «большим». С «малым» разобрались быстро — построили еще на рубеже 1990-х годов. А вот с «большим»… Своими габаритами (длина — 700 метров, ширина — 24 метра) он чуть не взял на финансовый измор зеленоградские власти. Вообще, это сооружение — не столько путепровод, сколько комплекс моста, подъездов и дорог. Строительство моста было обусловлено постановлением Правительства Москвы от 10 декабря 1991 года «О мерах по инженерному обеспечению г. Зеленограда в 1992-95 гг.».

Генеральным подрядчиком с самого начала стало АО «Мостотрест», непосредственно же строительством занималось его подразделение «Мостотряд 114». Масса перекладок и подходов к путепроводу легла на плечи АОЗТ «Сварочно-монтажный трест № 1». Работу планировалось закончить к 1995 году, но построен мост был лишь к 1998 году.

В 1991 году ученые и инженеры МИЭТа И. В. Зуева, С. Н. Кузнецов, В. А. Кустов, Ю. В. Савченко, А. Н. Соловьев — разработчики спецкомпьютеров оборонного назначения — стали лауреатами Государственной премии СССР. Тогда же пятерым сотрудникам «Микрона» была присуждена премия Совета Министров СССР… В. Л. Евдокимов, А. Д. Сулимин, А. А. Фатькин, В. В. Ячменев получили ее за разработку особо чистых реагентов для микроэлектроники, а В.К.Гончар — за разработку и организацию серийного производства изделий для народного хозяйства. Это были последние высокие награды зеленоградцам; вскоре СССР распался.

Зеленоградская телекомпания «Элитекс» была зарегистрирована сначала как малое предприятие 27 марта 1991 года. Инициаторами были супруги Александр и Елена Авраменко. Начиналось малое предприятие с двух видеомагнитофонов и видеопроката. Затем стали создавать сеть кабельного телевидения: возникнув в части восьмого микрорайона, сеть постепенно охватила почти весь Зеленоград.

Первой творческой телепередачей собственного производства стал фильм о заключенных. Режиссером, сценаристом, оператором и монтажером этого фильма является зеленоградец Андрей Рожков, имевший к этому времени после окончания Московского института связи почти 20-летний опыт работы на телевидении электромехаником, инженером, режиссером монтажа. Фильм должен был открывать цикл передач под названием «Люди как люди» — о врачах скорой помощи, милиции, пожарных… К сожалению, отсутствие средств не дало реализовать эту идею. Зато удалось создать имевшую большой успех среди зеленоградцев телевикторину «Элитекс-приз».

Сейчас телекомпания «Элитекс» имеет весь необходимый набор разделов, которым оперирует каждый телевизионный канал ЦТ. Передачи «Элитекса» уникальны хотя бы тем, что они ориентированы на жителей нашего города. Зрителям-зеленоградцам интересно, что происходит тут, рядом — в соседнем доме, близлежащем микрорайоне. Высокий рейтинг у телезрителей имеет информационная передача «Зеленоград». Но больше всего зеленоградцы любят зеленоградские пейзажи под музыку.

В апреле 1991 года примечательной страницей в истории зеленоградского театра «Поэмимы» стал театральный фестиваль самодеятельных коллективов в Екатеринбурге.

Цитируем автора статьи «Что такое „Поэмимы“?» (кажется, не была опубликована?), укрывшегося под псевдонимом «Маккавити»:

«Труппа привезла на фестиваль постановку по произведению Хармса „Старуха“. Для них это был первый серьезный экзамен на мастерство на таком высоком уровне. Ребята столкнулись с несколько холодным отношением как со стороны критики, так и со стороны коллег из других театров. В течение фестиваля удалось выяснить причину этого отношения к москвичам. Дело в том, что в предшествующем году выступала одна из московских трупп, вернувшихся с зарубежных гастролей. Они вели себя высокомерно по отношению к „провинциалам“. Постановка этой труппы отличалась шикарными костюмами и невыносимой скукой. Досмотреть постановку до конца хватило сил у немногих. Театру „Поэмимы“ было очень сложно выступать в такой атмосфере всеобщего отчуждения.

Их выступление состоялось в последний день фестиваля на сцене кукольного театра. В спешном порядке были сооружены декорации. Зал был рассчитан на 60-70 человек, но зрителей собиралось все больше и больше. В результате были заполнены все технические этажи, и даже критикам пришлось потесниться. Такой интерес взволновал актеров, но, несмотря на волнение, постановка была сыграна без срывов. После этого зрители, наградив актеров аплодисментами, ушли. Труппа не знала, успех это или провал. Обсуждение критики затянулось далеко за полночь. Постановка либо очень нравилась, либо ее не поняли. Группа провела беспокойную ночь.

На следующий день состоялось открытое обсуждение постановки. Один из критиков сказал, что таких острых споров и разных мнений еще не было на протяжении всего фестиваля. В результате группа стала лауреатом фестиваля. Исполнительницей лучшей роли была признана актриса театра „Поэмимы“ М. Некрасова».

С тех пор театр почти каждый год выезжает на фестиваль в Екатеринбурге, несмотря на огромные трудности с деньгами, и неоднократно становился лауреатом, завоевывал призы в отдельных номинациях. «Нас лучше знают на Урале, чем в Зеленограде», — говорит режиссер театра Елена Гермони.

В 1991 году в Зеленоградском Дворце творчества детей и юношества (ранее — Дворец пионеров) был создан театр гимнастики «Контраст». Основателем, художественным руководителем и главным режиссером театра стала Лариса Федоровна Оганесян, педагог высокого разряда, судья республиканской категории по художественной гимнастике.

Вспоминает Л. Оганесян, журнал «Солнечная аллея» № 6, сентябрь 1998 г. (уникальный был журнал! — И.Б.):

«Большой спорт жесток. Если ребенок 10-12 лет не показал выдающихся результатов, он перестает интересовать тренера. И обычно из спортшколы один-два ребенка добиваются вершин, а остальные, так называемые средние (хотя для обычного человека это очень высокий уровень), оказываются выброшенными. Второй, третий эшелон — такие названия придумали для них в спорте. И это происходит, когда ребенок только-только научился с помощью движений выражать внутреннее содержание своего „я“. Он привык к тяжелому физическому труду по 4 часа каждый день. И все пошло насмарку. В таком случае к 14 годам ребенок перегорает, и куда он пойдет искать приключений — неизвестно».

Лариса Федоровна, учась в МИЭТе, занималась гимнастикой, потом в детской спортивной школе «Компонента» была старшим тренером. Она видела, как складываются судьбы маленьких спортсменов. Пропадают таланты и способности детей высокого уровня подготовки! И тогда Лариса решила использовать этот творческий потенциал и создать театр, где роли будут для всех: и солистов, и статистов. Идея эта была красивая и стоила больших трудов: ведь любое шоу — это деньги, которых не было и нет.

К Ларисе Оганесян присоединились педагоги-тренеры О. П. Цылюрик, Т. Б. Степашкина и хореограф Л. В. Круглова. В декабре 1991 года была создана первая шоу-программа «Красота спасет мир». Это и было рождением театра гимнастики «Контраст».

Первым спектаклем был «Черный квадрат». Откуда возникло такое название? Л. Оганесян: «Выбрали тематику — к чему душа лежит. Паша Карамов — был у нас рабочим сцены, очень талантливый композитор, аранжировщик — музыку написал. И мы увидели, что это черный квадрат. Так и назвали спектакль» (в фамилии «Карамов» начало — «кара» — означает по-тюркски «черный» — И.Б.).

В 1991 году энтузиасты-любители народной музыки Антонина Ивановна и Алексей Степанович Линьковы создали фольклорный ансамбль «Ивушка». Тогда человек восемь любительниц народных песен стали собираться в доме у Линьковых. Потом коллектив вырос до 20 человек, все в возрасте. Около трех лет репетиции проходили в квартире у гостеприимных руководителей. Потом управа 3-го района выделила им место для репетиций, а в конце 1998 года коллектив получил для репетиций две комнаты на десятом этаже в 814-м корпусе.

«Ивушка» — коллектив, который хранит музыкально-этнографическую достоверность, то есть дает возможность услышать подлинную народную музыку. В репертуаре ансамбля множество старинных песен Алтайского края, донских казаков, самарские частушки, хороводы, плясовые. Очень интересны обрядовые песни — масленичные, рождественские, свадебные.

Коллектив — неоднократный дипломант Всероссийских и московских фестивалей и конкурсов: «Песни прошлых лет», «Играй, гармонь!», «Салют Победы», «Дорогая моя столица» и др. «Ивушка» постоянно выступает не только на зеленоградских площадках, но много выезжает и концертирует в госпиталях, больницах, воинских частях, близлежащих городах Сходне и Химках.

28 марта 1991 года Анатолий Александрович Щербаков — российский поэт, зеленоградец, зачинатель темы «человек и космос» в российской поэзии — был избран действительным членом (академиком) Академии Космонавтики имени К. Э. Циолковского, стал одним из учредителей и членом Президиума этой академии.

▲ Наверх